Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Виды насилия

Дата: 13 февраля 2023 в 20:19, Обновлено 13 февраля 2023 в 20:24
Автор: Гаврош А. Г.

Физическое насилие это прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда, выражающееся в нанесении побоев, увечий, тяжких телесных повреждений, в толчках, пинках, шлепках, пощёчинах и т. д.

Физическое насилие – самый раскрываемый вид насилия, поскольку на теле у жертвы, как правило, остаются следы. Сегодняшняя криминалистика располагает средствами для выявления многих, порой не видимых внешне, следов физического насилия. Применение физического насилия в таких случаях раскрывается и с помощью современных психометрических методик.

Физическим насилием считаются удары, избиение, удушение, царапание, дергание за волосы, отравление, ожог и причинение физических страданий другими способами, агрессивный физический контакт (толчки, пинки, бросание предметов в человека), ограничение его передвижения, физическое ограничение свободы.

Ситуации домашнего насилия возникают, когда родители:

● рассержены на ребёнка;

● не знают, что делать, если ребёнок поступает не так, как надо, т.е.

не находят форм ненасильственного наказания;

● сами подвергались насилию в детстве и не знают других способов обращения с детьми;

● хотят показать своё превосходство в семье или «отомстить» супругу (родственникам);

● устали, находятся в состоянии депрессии, плохо себя чувствуют;

● имеют проблемы в отношениях друг с другом;

● не могут исправить отклоняющееся поведение ребёнка;

● сами имеют черты характера, не способствующие нормальному психологическому климату в семье;

● пытаются следовать чужим советам в воспитании, не желая при этом понять собственного ребёнка;

● неверно трактуют требования педагогов и других взрослых к их ребёнку;

● не могут найти методы исправления плохой успеваемости детей;

●  требуют от ребёнка выполнения правил, которые нарушают сами;

● не могут удовлетворить потребности, настойчивые просьбы ребёнка по материальным причинам;

● не верят ребёнку, считая, что он что-то скрывает;

●не владеют полной информацией о чувствах, переживаниях ребёнка по поводу тех или иных семейных ситуаций и обстоятельств.

Понимание причин возникновения ситуаций семейного насилия даёт специалистам (педагогам, социальным работникам, школьным психологам, представителям органов опеки и правопорядка, представителям общественных организаций) возможность выстраивать стратегию и тактику помощи семьям, а также упрощает обучение учащихся мерам защиты от насилия в семье. Последнее очень важно для подростков, которые способны понять и по-своему оценить многие причины происходящего в семье, и, следовательно, выбрать конструктивные способы поведения.

Применялось ли к ребёнку физическое насилие, можно понять по особенностям его внешнего вида, психического состояния и поведения, а также по характеру имеющихся у него травм.

Индикаторы физического насилия

К физическим (внешне наблюдаемым) индикаторам относятся:

следы укусов; синяки; кровоподтёки; царапины; шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами; следы от ударов (ремнём, палкой); следы от верёвочной петли; ожоги; наличие на голове участков кожи без волос; травмы; переломы в необычных местах; повреждения, припухлости на лице или конечностях; бледность кожных покровов; повреждения внутренних органов (разрыв печени, ушибы почек, мочевого пузыря в результате удара в живот или в бок); необычное состояние ребёнка после насильственного приёма алкоголя или лекарств; тело ребёнка со следами насильственной смерти. Вывод о повторяющемся физическом насилии можно сделать в том случае, если на теле ребёнка имеются следы разной давности (раны, кровоподтёки и т. д.). Данные индикаторы актуальны не только для врачей – их могут выявить прочие специалисты, родители и другие члены семьи и общества.

К индикаторам семейной обстановки и поведения родителя, использующего физическое насилие по отношению к детям, можно отнести наличие многочисленных личностных и супружеских проблем; экономический стресс; ситуацию, когда родитель сам в детстве подвергался могут разграничить поступок ребёнка и его мотив; насилию или вырос в семье, где использовались чрезмерные наказания и строгая дисциплина; псевдовысокие моральные устои; длительное употребление алкоголя или наркотиков; психическую неуравновешенность; антагонизм, подозрительность и боязнь других людей; социальную изоляцию, отсутствие поддержки со стороны близких или друзей; восприятие ребёнка как источник всех бед или зла; слабый интерес (или его полное отсутствие) к благополучию ребёнка; необъяснимо презрительное, пренебрежительное отношение к ребёнку; безразличие к боли ребёнка; семейные традиции жестокого дисциплинирования детей; непоследовательное (противоречивое) или уклончивое объяснение причин появления телесных повреждений у ребёнка; возложение на ребёнка ответственности за повреждения; постоянную критику, необоснованные требования к ребёнку; обращение к различным врачам или в больницу после каждого случая нанесения телесных повреждений.

Особенности поведения учащихся подросткового возраста, подвергшихся физическому насилию: побеги из дома, антиобщественное поведение, попытки суицида.

К поведенческим индикаторам относятся: избегание физических контактов с другими людьми; ношение закрытой одежды (чтобы скрыть повреждения); отказ раздеваться для участия в школьных спортивных мероприятиях; невразумительные (противоречивые) объяснения причин появления повреждений; страх перед родителями; частые опоздания или пропуски школьных занятий; ранний приход в школу и очень поздний уход домой; затруднения в ситуации, когда необходимо быть вместе с другими; неуважительное отношение к другим; чрезмерное послушание, готовность услужить и безропотное позволение делать другим с собой всё что угодно; пассивность, замкнутость или повышенная агрессивность; агрессивные игры, часто с причинением повреждений сверстникам; саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, курение); необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадостный ребёнок теперь постоянно грустен, задумчив, замкнут); жалобы на боль при движении или контакте; отчаянные просьбы не сообщать родителям о неудачах в школе (двойки, прогулы, плохое поведение); рассказы о насилии со стороны родителей.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведёт к самым разнообразным последствиям, но все их объединяет одно – ущерб здоровью ребёнка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдалённые последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для сотрясения головного мозга. Ответом на любой вид агрессии становятся острые психические нарушения. Они могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, причём порой вспышки гнева не имеют видимой причины.

Среди отдалённых последствий жестокого обращения выделяются нарушения физического и психического развития ребёнка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. Что касается подростков, то физические наказания не улучшают их поведение. Скорее, они способны вызвать обратную реакцию: у подростка появляются жажда мести, обида и возмущение; развиваются такие качества, как трусость и изворотливость.



Психологическое (эмоциональное) насилие  нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле и т. п.

Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка или его отвержение со стороны родителей или лиц, их заменяющих, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, вызывающее формирование патологических черт характера и нарушение социализации.

Это преднамеренные деструктивные действия или значительный ущерб детским способностям, включающие наказание за чрезмерную эмоциональную привязанность ребёнка к родителю или взрослому, за уважение ребёнка к самому себе и к своим потребностям, необходимым для установления нормальных социальных взаимоотношений.

К формам психологического насилия относят:

1. Отвержение – вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребёнка, принижающие его достоинство:

- враждебное отношение к ребёнку, умаление ценности его личности, унижение, оскорбление, в том числе публичное;

- высмеивание ребёнка за проявление естественных эмоций (любви, горя, печали и т. п.);

- превращение ребёнка в изгоя, постоянная критика в его адрес, частые наказания, принуждение его выполнять большую часть работы по дому, отказ в поощрении.

2. Терроризирование – угроза убить ребёнка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место:

- помещение ребёнка в непредсказуемые обстоятельства или ситуацию хаоса;

- оставление ребёнка без присмотра в опасной ситуации;

- нереалистичные ожидания по отношению к ребёнку, постановка перед ним сверхсложных задач с угрозой наказания, нанесения вреда или возникновения опасности, если он не решит эти задачи;

- угроза совершения насилия или насилие в отношении ребенка, в отношении близких ему людей, в отношении тех, кого ребёнок любит (например, домашних животных), любимых им предметов.

3. Изоляция – последовательные действия, направленные на введение необоснованных ограничений на социальные контакты ребёнка, лишение его возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его.

4. Игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребёнка и лишение его эмоциональной стимуляции:

- нежелание или неспособность взрослого к взаимодействию с ребёнком;

- взаимодействие с ребёнком только в случае крайней необходимости;

- отсутствие проявлений привязанности к ребёнку, любви и заботы.

5. Эксплуатация или растление – поощрение или принуждение ребёнка к девиантному поведению (антиобщественные, преступные или саморазрушающие действия), злоупотреблению алкоголем или наркотиками, к проституции, а также финансовая эксплуатация ребёнка.

6. Отказ в эмоциональной близости – игнорирование попыток ребёнка наладить отношения и его потребности в общении, нежелание или неспособность выказывать любовь и проявлять ласку к ребёнку.

7. Ограничение свободы передвижения – применение наказаний в виде запирания ребёнка в стенном шкафу или подвале, особенно на продолжительное время.

8. Отказ в удовлетворении потребностей – использование отказа в убежище и запрета спать в качестве наказания.

Психологическое насилие зачастую бывает трудно распознать, т. к. в отличие от физического, явные признаки насилия психологического редко видны. Однако его последствия могут быть чрезвычайно тяжелыми. Косвенными доказательствами применения психологического насилия могут быть такие особенности поведения ребёнка:

- беспокойство или тревожность;

- длительно сохраняющееся подавленное состояние;

- агрессивность;

- склонность к уединению;

- чрезмерная уступчивость;

- суицидальные угрозы или попытки;

- неумение контактировать с другими людьми;

- малое число друзей или их отсутствие;

- проблемы с учёбой;

- низкая самооценка.

Люди, столкнувшиеся с психологическим насилием, не всегда обращаются за помощью: потому, что трудно зафиксировать сам факт его применения, или потому, что не считают подобные ситуации проявлением насилия. Этот вид насилия терзает жертву изнутри, но не оставляет внешних следов – синяков или ран.

Индикаторы психологического насилия

К физическим (внешне наблюдаемым) индикаторам относятся: сосание пальцев, монотонное раскачивание (аутоэротические действия); ночной и/или дневной энурез (недержание мочи); психосоматические жалобы (головная боль, боли в животе и области сердца, жалобы ребёнка на то, что ему плохо); замедление физического, психического и общего развития ребёнка.

К поведенческим индикаторам относятся: эмоциональная невосприимчивость, равнодушие или, наоборот, чрезмерная ранимость; проявления низкой самооценки и отсутствия самоуважения; переживания, фрустрации; грусть или выраженная депрессия; замкнутость в себе, задумчивость или, наоборот, агрессивность; «прилипание» к любому взрослому в поисках внимания и тепла; социальная беспомощность; ночные приступы страха, плохой сон; отсутствие интереса к играм.

К индикаторам семейной обстановки и поведения родителя, использующего психологическое насилие по отношению к детям, можно отнести предъявление ребёнку завышенных требований, с которыми он не в состоянии справиться; непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребёнку, суровые наказания; чрезвычайно критичное отношение к ребёнку, постоянные его обвинения; проявления злости и запугивание ребёнка.

Педагоги и учащиеся должны знать, что Уголовный кодекс Республики Беларусь устанавливает наказание за такие виды насилия, как принуждение человека к выполнению или невыполнению какого-либо действия, совершённое под угрозой применения насилия к нему или его близким; угроза убийства, причинения тяжких телесных повреждений либо уничтожения имущества; оскорбление (выраженная в неприличной форме отрицательная оценка личности потерпевшего, имеющая обобщённый характер, и унижение его чести и достоинства), а также шлепки, толчки, пинки, встряхивание, пощёчины, нежелательные прикосновения, бросание в человека различных предметов и любое намеренное нанесение телесного повреждения.


 


Сексуальное насилие это принуждение человека силой, угрозой или обманом, вопреки его желанию, к какой-либо форме сексуальных отношений.

Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребёнка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения со взрослыми, чьей целью является получение выгоды, сексуальное удовлетворение или достижение корыстных целей.

Принуждение может осуществляться при помощи не только физической силы, но и психологического давления, запугивания, шантажа, угроз физической расправы. Насилие может также совершаться, когда человек, принуждаемый к сексу, не способен дать на это своего согласия, например, если он пьян, находится под действием наркотика, заснул или психологически не в состоянии оценить ситуацию.

К сексуальному насилию относится:

● демонстрация взрослым человеком ребёнку своих половых органов;

● ласки и прикосновения к половым органам ребёнка;

● сексуальные игры и половой акт с ребёнком;

● демонстрация или просмотр с ребёнком материалов порнографического содержания;

● вовлечение ребёнка в изготовление порнографической продукции;

● вовлечение ребёнка в занятия проституцией.

Сексуальные действия по отношению к детям чаще всего совершают хорошо знакомые им люди или родственники (по результатам исследований – до 80%). Одним из достаточно распространённых видов сексуального насилия, о котором обязательно нужно знать родителям, является инцест – сексуальное насилие над ребёнком со стороны кровного родственника. Конечно, получить достоверную картину распространённости этого вида насилия очень сложно, т. к. большинство случаев остаются неизвестными. Иногда правда открывается спустя много лет, когда ребёнок вырастает. Это объясняется целым рядом причин, и, прежде всего, нежеланием «выносить сор из избы», недоверием к службам и структурам, оказывающим помощь пострадавшим, а также боязнью, что, если обидчик будет осужден, семья «лишится кормильца».

Чаще всего инцест продолжается долгие годы из-за того, что ребёнок просто никому не рассказывает о происходящем, с одной стороны, опасаясь, что ему не поверят, а с другой – боясь доставить неприятности самым близким людям: маме и папе. Взрослые насильники пользуются этим и всячески убеждают ребёнка в том, что он должен хранить тайну.

Последствия сексуального насилия для ребёнка

Какую информацию усваивает ребёнок, испытавший сексуальное насилие? Он думает:

● если взрослые ласково обращаются с ним, то они хотят заняться сексом;

● невозможно получить то, что хочешь, если не вести себя сексуально;

● взрослые способны причинить боль, а родители могут не встать на защиту;

● мир – это ужасное место, где твои чувства не принимаются в расчёт.

Сексуальное насилие над детьми не только наносит им сильнейшую психологическую травму в настоящем, но и крайне негативно влияет на их будущее развитие и эмоциональное здоровье. Последствия могут быть кратковременными и длительными, могут возникать непосредственно после случившегося или проявляться позже.

Индикаторы сексуального насилия

К физическим (внешне наблюдаемым) индикаторам относятся отказ от прогулок, неусидчивость; порванная одежда; окрашенное или испачканное кровью нижнее бельё; боль или зуд в области половых органов; венерические заболевания и ИППП; беременность.

К поведенческим индикаторам относятся внезапный отказ, сопротивление тому, чтобы пойти куда-то или с кем-то; чрезмерное проявление привязанности; неожиданное употребление сексуальных терминов или присваивание новых названий частям тела; стеснительность или потеря привязанности к семье; проблемы со сном, включая бессонницу, ночные кошмары, отказ засыпать в одиночестве или настоятельные просьбы включить ночник; чрезмерная «цепкость», «прилипчивость» или другие признаки запуганности; резкое изменение индивидуально-личностных особенностей; проблемы в школе; нежелание посещать уроки физкультуры или публично переодеваться в раздевалке; побеги из дома; необычайная искушённость и не соответствующая возрасту образованность в вопросах сексуального поведения; сообщение о сексуальном насилии или принуждении родителям либо другим взрослым.

Помощь ребёнку, пострадавшему от сексуального насилия

Специалисты, работающие с пострадавшими от сексуального насилия детьми, утверждают, что, если детям верят и предпринимают соответствующие адекватные меры, то в большинстве случаев можно предотвратить долгосрочные последствия насилия для психического здоровья. Для этого необходимо, прежде всего, информировать детей о подобном явлении. Делать это должны люди, которым ребёнок доверяет, например, родители. Самое главное, что ребёнок должен усвоить: сексуальное насилие – это всегда плохо и неправильно. Причём ответственность за происходящее лежит только на взрослом, и если ребёнок расскажет правду, то накажут насильника, а не его

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.